Особенности семейных отношений в израиле. Как поощряется рождаемость в израиле. Отношения внутри семьи

Борис Лихтеров более 20 лет живет в Израиле и воспитывает четверых детей. Он рассказал "Летидору" о том, что такое в этой стране.

– Борис, Вы называете себя нетипичным израильтянином, почему?

– Израильское общество делится на две категории – светское и религиозное. У каждой есть подкатегории, но они не принципиальны в отношении к семье и детям. А вот подходы светских и религиозных людей отличаются существенно. Светское общество представляет собой типичное общество потребления, в то время как религиозные евреи ориентированы на свои ценности – выполнение заповедей. Мы нетипичны, потому что, стараясь выполнять заповеди, мы не отказываемся от светского образования. Мы нетипичны, потому что критерием покупок у нас является необходимость, а не внешнее психологическое давление или "я могу себе это позволить". Мы где-то посередине, во многом "между двух стульев".

– Четверо детей в семье – это редкость для вашей страны?

– Для светского населения среднее число детей примерно двое, для религиозных – 5-6. Средняя рождаемость по стране около трех детей на одну женщину. Таким образом, сказать, что 4 детей это редкость – можно, но что это много – нет. Как правило, или больше, или меньше.

– Ваши дети говорят на русском? Приезжали ли дети в Россию?

– Дома мы говорим по-русски. В школе и на улице у детей всё общение на иврите. Мои дети бывают в России регулярно – навещают бабушку с дедушкой. У них есть друзья, но речи о жизни в России нет – их центр жизни находится в Израиле, в России они "в гостях".

– На Ваш взгляд, билингвы интеллектуально богаче своих сверстников?

– Интеллектуальное богатство мне трудно оценить, потому что к своим детям я необъективен. Думаю, что это зависит от многих параметров, не только количества языков, которые знает ребенок. У сегодняшнего поколения детей в Израиле (у нерелигиозной его части) трудно прививается чтение книг. Приучить выбирать, что смотреть по телевизору или в интернете – тоже задача не из простых. Анализ увиденного и услышанного можно перенять вообще только от родителей – обществу потребления не нужны "умники". Таким образом, я думаю, что интеллектуальное богатство у нерелигиозных в итоге определяется количеством вложенного родителями, а не внешними факторами.

Совсем иначе получается у религиозных евреев. Ученость и образованность (в своей области, естественно) в этом секторе традиционно являются высочайшим приоритетом. Самые завидные женихи – "ботаники". Поэтому сложности родителей в религиозном секторе сосредоточены больше в финансовом аспекте, что дополнительно осложняется многодетностью.

– Расскажите, сколько лет вашим детям и чем они занимаются?

– Моим детям 18, 15, 10 и 6. Старший начал учебу в университете. Остальные в школе, соответственно в 10, 5, и 1 классах. Дополнительно все, кроме старшего, ходят в спортивные кружки, а двое младших ещё и в частную вечернюю школу 2 раза в неделю.

– А чем отличается вечерняя от обычной школы?

– В нашей вечерней школе два основных предмета – математика и английский. В зависимости от возраста, может быть 2 математики (например, алгебра и геометрия) и 2 английских (например, грамматика и технический перевод). И еще разные развивающие предметы в зависимости от возраста – от развивающих психологических игр в нулевом классе для 5-летних, рисования для 8-летних, и до шахмат у 10-летних. Из наших знакомых у многих дети посещают вечерние школы, но не у всех. Здесь надо заметить, что в зависимости от района страны и государственные школы бывают лучше или хуже.

Кроме того, утренние школы тоже есть полностью государственные ("бесплатные"), полугосударственные (с частичным участием родителей в оплате), и частные (полностью оплачиваемые родителями). Уровень меняется соответственно, и с фактом, что обеспеченным родителям легче дать детям хорошее образование, не поспоришь. Доступность разных школ в разных районах страны разная. Кроме того, школы разделяются по уровню религиозности: религиозные (светские предметы отданы на усмотрение школы, и министерство образования не следит за уровнем их изучения и аттестата зрелости не выдаёт); государственно-религиозные (обязательны и религиозные предметы, и светские, министерство образования следит за уровнем знаний и даёт аттестат); и государственные (обязательными являются только светские предметы, религиозные преподаются по минимуму и "для галочки", аттестат дают). Выбор большой. Чем больше город, тем больше выбор. Как правило, есть продленка. Занятия в нашей вечерней школе проходят с 17:00 до 20:15, 5 уроков по 35 минут, в классе 10-20 человек. В государственной школе занятия начинаются в 8:00 и продолжаются до 13:30, есть школы до 15:30, в классе 30-40 детей.

– Далеко ли возить до школы детей, кто этим занимается?

– Как правило, есть школа "приписки", до которой можно дойти пешком. Если до нее не дойти, то муниципалитет обеспечивает субсидированный транспорт. Если хотите, чтобы ребёнок ходил не в школу "по приписке", то родители сами должны позаботиться о доставке детей в школу. Автобусы не специальные (как, например, жёлтые в США), а экскурсионные или междугородние, где есть только сидячие места.

– Знаю, что в Израиле возможно обучать детей на дому, правда ли это? Пользуетесь ли этой системой?

– Такая возможность существует, но не поощряется государством. Нужны или серьёзные (объективные) причины, или приходится очень долго и упорно пробивать надомное обучение. Мы этим не пользуемся, потому что, во-первых, нашли способ частично компенсировать недостатки государственной системы образования (частная вечерняя школа) и, во-вторых, в многодетной семье без повышенных доходов это неосуществимо (попробуйте количество детей умножить на количество учителей).

– Какие есть недостатки в государственной системе образования?

– По-моему, главный недостаток в том, что государственная система слишком боится детей перегрузить – руководствуется лозунгом "дайте им детство". Таким образом, самый "впитывающий" возраст младших начальных (1-6) классов тратится на то, чтобы научиться учиться, а не на учебу. В старших классах (7-12) делается попытка наверстать упущенное, но время уже ушло. В современных конкурентных условиях этого недостаточно для поступления в ВУЗ, если только родители обилием частных учителей не компенсируют отставание.

– У нас сейчас очень популярно раннее развитие детей, когда уже до года начинают водить детей на развивающие занятия и т.п. Есть ли в Израиле такая же мода в воспитании детей?

– О такой моде мне ничего неизвестно, но это не говорит о том, что ее нет. Просто мы принципиально за "модами" не следим – стараемся делать то, что считаем правильным. Мы не занимались ранним развитием. Я думаю, что самое лучшее "раннее развитие" в указанном возрасте – это естественное грудное вскармливание, и чем дольше, тем лучше. По моему мнению, в этом и в остальных подобных вопросах родители должны честно себе сказать – они это делают для ребенка или чтобы поставить галочку на своей родительской совести за то, что предпочли сохранить фигуру или работу, или уровень жизни, или личную жизнь, или "быть как все" – список можно продолжить. И в зависимости от честного ответа решить, что им дороже в жизни.

– А детские сады есть в Израиле? Выгодно ли женщине сидеть с детьми дома или отдавать в садик и работать?

– Муниципальные детские сады бесплатные для детей с 3-х лет. Все остальные (частные и до 3-х лет) – платные. Как правило, есть продленка до 16:00 (обычно садик заканчивается в 13-13:30) за дополнительные деньги. Размер оплаты зависит от многих факторов, но в целом, конечно, частные садики дороже муниципальных. Стоимость составляет от 9% средней зарплаты в муниципальном садике, до 30% и выше в частном. Соответственно, в частных садах меньше детей в группе. Систем много, есть религиозные и светские. Обычно можно выбрать садик по вкусу и доходам родителей.

А вопрос "что выгоднее" мне кажется странным – разве маму, встречающую своего ребёнка из школы или садика, кормящую его обедом и выслушивающую его наболевшее можно померить на деньги?! Другое дело, что у мамы дома есть дела кроме ребенка, и на них требуется время. Да и где будут социализироваться дети, не ходившие в садик или школу, в армии? (Смеется) Даже если рассматривать только денежный аспект, то ответ будет зависеть от того, какая у мамы зарплата и сколько у неё маленьких детей.

– Как обстоит дело с поступлением в ВУЗ? Есть бюджетные и платные места?

– Насколько мне известно, всё высшее образование в Израиле платное. Другое дело, что существуют возможности уменьшить или отсрочить оплату – от армии (если пошел учиться по специальности, которая нужна в армии – потом надо отрабатывать в армии), от муниципалитета (например, за шефство над подростками), или просто льготные банковские ссуды. Полная стоимость года обучения в ВУЗе – примерно полторы средних зарплаты. Поэтому тот, кто хочет – финансовую возможность имеет.

Система поступления по баллам в аттестате и оценке за единый психометрический экзамен. Каждый ВУЗ и факультет имеют свою формулу расчета проходного балла. Например, технические придают больший вес баллам по физике и математике из аттестата. Но вся информация открыта в интернете, поэтому есть возможность заранее просчитать свои шансы. Вступительных экзаменов, насколько мне известно, нет. Иногда проходит собеседование.
Трудность поступления зависит от престижности и доходности будущей специальности и престижности вуза. Самые трудные для поступления специальности – медицина и адвокатура, потом идут технические, а гуманитарные наименее престижные.

– Вы задумывались о том, как Ваши дети могут совмещать научные и религиозные знания? Ведь для того, чтобы стать успешным ученым, придется во многом отойти от религиозного знания.

– Поскольку противоречие между религией и наукой выдуманное, то и решение здесь индивидуально. Другое дело, что традиционные ценности светской учености находятся в университетах, поэтому светские люди, которые хотят учиться, идут в университеты. Но точно также традиционные религиозные ценности есть в религиозных ВУЗах, и оттуда выходят религиозные авторитеты, раввины. Так что скорее вопрос продиктован стереотипным определением "ученого" только в светских областях знаний. Воочию увидеть стереотипность такого подхода можно на следующем примере: в центре Израиля есть университет Бар-Илан. В нем спокойно сосуществуют как религиозный факультет иудаизма, так и светские факультеты (например, инженерный), но большинство преподавателей на всех факультетах люди религиозные.

– Занятия спортом дорого обходятся семье или есть какая-то система поощрений для наиболее способных?

– Стоимость занятий спортом зависит от уровня этих занятий. Мои дети занимаются в народных кружках (2 раза в неделю по часу), каждый кружок обходится в 3% средней зарплаты. Но есть дети, которые занимаются серьёзно, например, пять раз в неделю по 2-3 часа. Там уже нужно платить другие деньги. Да еще соревнования, которые оплачиваются родителями. Помощь от государства приходит только тогда, когда ребенок достигает регионального уровня, и то маленькая. Какое государство, такая и помощь. (Смеется)

Секции оборудованы хорошо. Занятия проходят почти круглый год на свежем воздухе в тех секциях, которые изначально для него предназначены. Мои дети занимались, например, теннисом и легкой атлетикой – это занятия на улице. А вот борьба и гимнастика – весь год проходят в зале.

– У детей есть некий культ "здорового образа жизни": спорт, питание, экология?

– К сожалению, никакого культа здоровья у детей нет. Всё, что можно, мы сами вбиваем в вечной борьбе с рекламой и компьютером, телевизором. Надеемся, что когда вырастут – поймут. Сами не поймут – печень со временем объяснит. (Смеется)

– Как организован летний отдых детей в Израиле?

– Школьные каникулы в Израиле – июль-август. Для работающих родителей занять детей в это время трудно. Аналогов "пионерских лагерей" нет, всё платное и недешевое. Как правило, предлагают какие-то тематические кружки продолжительностью в 2-3 недели, занятия идут днем, а на ночь дети возвращаются домой. Зато отдых можно выбрать на любой вкус – лошади, экскурсии, языки, спорт и т.д.

– Как вы решаете вопрос с карманными деньгами детей?

– Это очень серьёзный вопрос. Дилемма заключается в следующем: с одной стороны в капиталистическом обществе необходимы навыки обращения с деньгами, с другой стороны мы не хотим вырастить бездумного потребителя, зацикленного на деньгах. В каждой семье есть свои обычаи. Крайности, вроде не давать совсем или давать фиксированную сумму "ни за что" нам кажутся непродуктивными. Мы долго думали, какой путь оптимален, где находится "золотая середина", и пришли к такому способу: регулярных денег мы не даём – ребенок не может осознать свою подверженность рекламе и поэтому регулярные деньги тратятся, как правило, на сладости или игрушки.

Но и подарочных денег, например, на день рождения от бабушки, не забираем – таким образом, ребенок осознает, что у него есть возможность что-то купить, но только то, на что хватит, и потом уже других денег не будет. За участие в домашних делах (покупки, уборка, мытьё посуды и т.д.) мы не платим – считаем, что оплата мешает укоренить понятие о необходимости участия в домашних делах. Иначе получится "я не буду это делать, и не нужны мне твои деньги" или "это буду делать, а это не буду". Ведь главная задача родителей – это вырастить людей, максимально подготовленных к жизни в обществе, социализированных. А во взрослой жизни люди делают то, что надо и должны, а не то, что хочется.

Мы приехали в Израиль маленькой семьей. Я, муж и двое наших детей. Дочурке было полгода, сыну год и 5 месяцев. Ни друзей, ни родных. Потихоньку стали устраиваться, врастать в общество. Первые свои шаги младшая сделала на берегу Средеземного моря, первое слово “мама” сын сказал на иврите. Вместе со всеми пережили две войны, террор. Заботы о семье переходили в заботы об Израиле.

Но настоящее наше рождение как израильтян началось позже, когда дети переженились. Первую свадьбу мы сыграли марокканскую. Cын выбрал себе жену из марроканской среды. Среди 400 гостей со стороны невесты все наши уместились за одиноким столиком. Мы утонули среди гортанных восклицаний, бесцеремонного поведения, блеска украшений. На нас посматривали с откровенным детским любопытством многочисленные гости невесты. С сочувствием и безнадегой поздравляли наши немногочисленные друзья и коллеги… Невесте и жениху было все равно. И один и другая купались во всеобщем веселье, которое исходило из сефардской среды.

Через год рухнула последняя надежда обрести близких по духу сватов. Мы обреченно сыграли вторую свадьбу. Для дочери. Она вышла замуж за парня из иракской семьи. Наш столик был таким же одиноким, но публика уже состояла из ирако-марокканской смеси. Мы уже не сидели отдельно, а были как бы соучастниками вместе с марокканской семьей. На этот раз жених подружился с сыном и через них мы как-то глаже влились в весь этот бедлам.

Из маленькой скромной семьи мы превратились в настоящий Вавилон. Объединяли нас общий язык, наши взрослые дети и праздники. Каждый праздник мы проводим вместе. Марокканский темперамент, иракские указания, русская, уже местами, интеллигенция делают наши встречи шумными, необычными и продуктивными. Каждая семья приносит на общий стол свои национальные блюда. Мы, женщины, изо всех сил стараемся перещеголять друг друга. Поэтому наш стол напоминает экзотическую выставку кухонь народов мира.

Нынешний праздник Суккот не стал исключением. Мы собрались в шикарной сукке, построенной сообща. Сдержанность русских евреев, марокканский размах и строгая иракская пунктуальность каким-то образом соединилось вместе. Получилось что-то очень хорошее, просторное, теплое.

Мужчины, как положено, произнесли благословение. За вкусной едой потекла беседа. Кто как живёт, какие проблемы, просьбы, предложение помощи, советы… Обычные семейные разговоры. В сукке должно быть веселье, поэтому к десерту обычно идут песни. Первыми начинают марокканцы, к ним присоединяются иракцы… Неуверенно вступаем в общих хор и мы.

Но вот все съедено и выпито. Отяжелевшие, с полными животами мужчины угомонились в сукке. Дети разбрелись по комнатам, гости в салоне. В доме тишина. Мы, три женщины, три матери, после уборки и мытья посуды сидим усталые на чистой кухне с чашками кофе. Такие разные. Ментальность, образование, воспитание, характер. Но мы прекрасно понимаем, что именно от нас зависит мир в нашей огромной семье. И это осознание делает наши как-будто несерьезные беседы очень значимыми.

Мы делимся рецептами блюд, на случай, если дети нагрянут в гости. Как я могу готовить то, что любит сын, не учитывая довольно сложные вкусы невестки? Поэтому Рони, мать невестки довольно подробно объясняет, как приготовить фаршированные артишоки так, что её дочь будет благодарить меня. Потом я выслушиваю от Сони, что любит зять. Потом рассказываю обеим, как делать винегрет и котлеты по-киевски. Потом решаем, что это слишком сложно и пусть кушают то, что им дают в том доме, куда они придут.

Довольные своим заговором, начинаем мечтать о будущих внуках. Распределяем очереди, когда и кто будет их няньчить. Потом понимаем, что после распределения очередей, ничего не оставили их родителям. Само приходит решение. Детям важнее мама и папа, а не бабушки с дедушками. Поэтому пусть сами растят наших внуков.

Разговор плавно переходит на положение в стране, на садики и школы, на воспитание и лечение. На то общество, в которое войдут внуки и на трудности детей. Горюем о доброте и отзывчивости, которые были когда-то в нашей юности. Вспоминаем наставления наших праотцов, жить дружно как одна семья. Мечтаем, что может через детей в стране все образуется. Дети перемешаются, как наши, и мы объединимся все в одну семью. Мечтаем о славном, сильном Израиле, в котором будут такие отношения, которые сейчас возникли у нас на кухне. Решаем, что это возможно. Главное, чтоб мы, матери, женщины, захотели это сделать.

Это совсем несложно. Особенно, если это касается счастья детей. Ведь всё начинается в наших отношениях друг к другу. С добрых пожеланий и готовности помочь. С общих праздников и общих дел. С таких простых действий, как приготовить русский винегрет, или иракский кубэ, позвонить и пожелать доброй ночи и хорошего дня. Выслушать и понять.

От таких простых действий и крепнут наши связи. Крепнет семья. Дети в таких семьях растут здоровые и счастливые. Они будут разносить этот вирус любви повсюду.

И мы сейчас на кухне в полвторого ночи сидим за чашкой кофе и шьём нашими желаниями, мечтами и заботой, одеяло, которое укроет всю нашу семью радостью и теплотой, убережет наших мужчин, детей от ссор и раздоров. Согреет весь наш разнообразный Вавилон. Сделает нас одной большой семьей, у которой общий язык и общие праздники.

Традиционно в обоих арабских и еврейских обществах браки часто устраивали родители, но это редкость в наше время. Тем не менее, существуют мощные социальные табу на браки. Например, незаконным является, если еврей жениться на нееврейке в Израиле. Те, кто желает вступить в такой брак, должны выехать за рубеж и организовать брачную церемонию там.

Даже в еврейской общине считается странным, если религиозный еврей женится на светской нерелигиозной еврейке. Развод является законным, но в основном тут имеет силу православный Еврейский закон. В соответствии с этим законом мужчины имеют больше полномочий для развода с их неугодными женами, кроме того они могут повторно вступать в брак.

Если женщина входит в новые отношения, суды отказываются признавать такой брак, и все дети от такого союза считаются незаконными и сами по себе не могут вступать в брак с законнорожденными евреями в государстве .

Отношения внутри семьи

В еврейском обществе семья - это одна из главных ценностей. Брак признается нормальным состоянием человека, а отсутствие супруги (супруга) и детей считается свидетельствует об ущербности как физической, так и духовной. В иудаизме (в отличие от христианства, например) безбрачие не имеет никакого отношения к святости. Наоборот, брак - это идеал, заповеданный Торой.

При этом брак возможен лишь между мужчиной и женщиной, гомосексуальные отношения Тора осуждает. В израильской семье не должно быть никакого ущемления прав женщины, она в праве поступать, так как считает нужным, но все же должна советоваться со своим супругом.

Между супругами в Израиле должна сохраняться чистота отношений, тому есть один яркий пример или скорее даже давняя израильская традиция, которая относится к женскому началу.

Рост населения Израиля обеспечивается высокой рождаемостью и массовой иммиграцией евреев из других стран мира. Однако самая высокая рождаемость в стране характерна для мусульманского населения. За ним с большим отрывом следуют семьи иудейских религиозных ультраортодоксов. В 2000 году доля еврейского населения в стране составляла 77,8 процента, а в 2005 году снизилась до 76,2 процента. Доля арабских граждан Израиля за то же время возросла с 16,1 до 19,7 процента. При сохранении нынешних тенденций к 2025 году еврейское население в стране сократится до 70 процентов, а арабское возрастет до 25. Оставшиеся 5 процентов граждан составят друзы, русские и черкесы. Предполагается, что к 2025 году в Израиле будет проживать 9,3 миллиона человек - 6,5 миллиона евреев и 2,3 миллиона арабов.

Израильское законодательство, построенное на поощрении рождаемости в стране, никаких особых условий для отдельных религиозных или национальных групп не предусматривает. Израильтянкам рожать экономически выгодно. Во-первых, гражданкам Израиля Ведомство национального страхования (ВНС) выплачивает пособие на сохранение беременности. В данном случае деньги получает женщина, вынужденная прекратить работу во время беременности из-за опасности, угрожающей ей или еще не родившемуся ее ребенку. Во-вторых, при рождении ребенка израильтянка получает единовременное пособие в размере трех тысяч шекелей (более 600 долларов). В-третьих, - и это, несомненно, самое главное - всем гражданам Израиля, имеющим детей до 18 лет, независимо от доходов семьи, выплачиваются ежемесячные пособия. Эти пособия, в отличие, например, от пособий по старости, не учитываются при подсчете доходов и, следовательно, не подвергаются налогообложению.

Биньямин Нетаниягу, бывший глава правительства и бывший министр финансов, ныне возглавивший оппозицию в Кнессете, много раз выступал против подобного разбазаривания государственных средств. Надеясь, вероятно, воздействовать личным примером, он, несомненно, человек состоятельный, отказался от получения пособий на своих малолетних детей. Однако его примеру никто не последовал.

Размеры пособий на детей зависят от их количества в семье. И вот здесь мы подходим к весьма существенному моменту. Дело в том, что, согласно израильскому законодательству, сумма детских пособий, выплачиваемых на семью, резко возрастает с рождением четвертого и пятого ребенка. Так, если за одного ребенка ВНС выплачивает израильской семье 144 шекеля в месяц, за двоих - 288 шекелей, за троих - 483 шекеля, то за четвертого и пятого - соответственно по 937 и 1459 шекелей. Следует подчеркнуть, что семья, в которой родилось пятеро детей, может прожить только на детские пособия, даже если оба родителя не будут работать. Конечно, подняться выше уровня бедности такая семья не сможет, но и впроголодь жить не будет, ибо неработающие родители, не имеющие других доходов и солидных сбережений, получают от ВНС еще и пособия по обеспечению прожиточного минимума.

Важно отметить, что в Израиле многодетными считаются семьи, воспитывающие не менее четверых детей. Таким семьям ВНС ежегодно (обычно в августе и сентябре) оказывает одноразовую помощь на учебу каждого школьника. Им также положены и различные налоговые скидки.

Разумеется, разведенные родители, а также вдовы или вдовцы, одни воспитывающие детей, имеют право на материальную помощь вне зависимости от получения детских пособий. Следует обратить внимание, как резко возрастают выплаты по детским пособиям при рождении девятого, одиннадцатого и двенадцатого ребенка. В денежном выражении они соответственно равны 3547, 4591 и 5113 шекелям.

Израильские светские семьи практически не бывают многодетными. Многодетность обычный удел арабских мусульманских семей вообще и семей израильских арабов в частности. Несколько лет назад по дороге в Эйлат я познакомился с пастухом Ахмедом, израильским гражданином, счастливым главой семьи, который воспитывал 29 детей. Правда, у Ахмеда было три жены. Одной бы в жизни такую ораву не народить! Сколько денег по детским пособиям получают израильтяне, которые произвели на свет больше дюжины детей, честно скажу, не знаю. Но уверен, что речь идет о нескольких десятках тысяч шекелей. Хотя Ахмед признался в беседе со мной, что только на детских пособиях его семье прожить было бы трудно. Старшие сыновья, если еще не женаты, пасут отары вместе с ним, дочери рано выходят замуж.

Иудейским ультраортодоксам за арабами, конечно же, не угнаться, даже, если они будут очень стараться. Вот мой бывший сосед Шимон, правоверный иудей, гордится своими четырьмя сыновьями и пятью дочерьми. И в самом деле, молодец мужчина. Но до Ахмеда ему очень далеко. Он никогда его не догонит.

«АМИ», Санкт-Петербург